Когда училась в университете, одним из самых ценных предметов, хоть я и не писала об этом, была педагогика. Наши преподаватели пять лет тесно работали с нами, стараясь показать нам ценность детской души, важность переживаний пока еще маленького, но в то же время такого же взрослого человека. Мы изучили труды Януша Корчака вдоль и поперек. Сейчас понимаю, что его книги нужно перечитывать снова и снова. Когда тяжело, когда совершаешь какие-то ошибки, когда начинаешь злиться на ребенка.
Я далеко не идеальный преподаватель с доски почета и неидеальная мама. Со своим ребенком порой бывает трудней, чем с другими, хотя он самый любимый, самый родной, умный и чудесный. Я думаю все родители-учителя поймут, о чем я пытаюсь сказать. Да и не учителя тоже. Я обычный человек со своими слабостями, но тем не менее, всегда стараюсь помнить об одном: не унижай другого. Не смотри на ребенка свысока. Попробуй посмотреть на мир его глазами, серьезно относиться к его переживаниям и страхам. Может быть поэтому некоторые дети и тянутся ко мне. Хотя я могу и отчитать за что-то, и быть «строгой учительницей» в некоторых вопросах . Но в то же время стараюсь всегда относиться с уважением пусть и к маленькому пока человеку. Бывало,конечно, и такое, что я срывалась на крик, но потом искала мужества в себе, чтобы попросить прощения. Крик — это проявление нашей слабости и бессилия, при этом неважно, на кого мы кричим: на взрослого или ребенка. Мы все люди, да, мы можем быть слабыми, не нужно заниматься бесконечно самоедством. И дети должны знать, что учитель и родитель обычный человек. Но нужно уметь признавать свои ошибки и не стесняться просить прощения, если этого требует душа, но тебе стыдно. И конечно,если говорить о педагогике, то Януш Корчак как человек, как наставник в моей душе навсегда.
А теперь немного о моих учениках. Существует стереотип, что городские дети отличаются от сельских в лучшую сторону: городские школы лучше, дети образованней, культурней и т.д. и т.п. Все это е-рун-да. Дети везде разные, так же как и взрослые. У меня много чудесных, умных и ответственных учеников. Учеников с высокой степенью мотивации и желанием учиться. Добрых и трогательных, тех кому легче дается язык и кому тяжелей, это не столь важно. Важно, если ты смог помочь ему в чем-то, помог разделить с ним какие-то трудности, помог вдохновить и мотивировать. В первый год работы у нас в селе у меня был случай, когда меня «подловили» две пятиклассницы на улице и сами записались ко мне на занятия. Вот это, понимаю, мотивация). Вместе мы буквально за год совершили скачок с почти нулевого уровня до твердой пятерки в школе. Хотя показатель оценок для меня не самое главное, но и без пятерок было видно, насколько они продвинулись в изучении языка.
Но сказать, что абсолютно все дети вызывают во мне дикий восторг и умиление нельзя, это было бы лукавством. Не со всеми моя душа связывается тонкими невидимимыми нитями. И это нормально. И я не обязательно вызываю ответные чувства привязанности и восторга. Мы можем просто хорошо сотрудничать, ну а если совсем тяжело, то постараться расстаться без обид и взаимных упреков. Мне трудно смириться с ленью, нежеланием что-либо делать, в таком случае лучше прекратить работу как можно быстрей.
Многие мои ученики вдохновляют и поддерживают меня, сами и не осознавая этого до конца. Да так, что просто крылья вырастают. Это касается и малышей, и уже взрослых ребят. Очень, очень благодарна им за это. Однажды ученица подписала мне блокнот. Так вот слово inspirational ключевое для меня, самое ценное слово. Так хочется вдохновлять других и вдохновляться самой. Как важно, когда этот процесс взаимный…
Это, конечно же, не все, что можно написать о моих учениках. Писать можно много и очень много… так что до следующих моих размышлений и воспоминаний. А пока еще одно высказывание человека, который не бросил своих воспитанников до конца и в 1942 году погиб вместе с детьми в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка.